Интервью с Ющенковой Дарьей Викторовной

Дарья Викторовна, вы несомненно, профессионально успешный человек. А как вы сами определяете успешность?

— Успешность в профессии — это развитие, которое заключается не только в обучении, повышении квалификации, но и в совершенствовании того, чем ты уже владеешь. Это понимание собственных «минусов», которые, может быть, видны только тебе, и их исправление, т.е. стремление быть выше, в плане профессионального и личностного роста, стремление к чему—то большему. Профессиональная успешность всегда идет вместе с личной успешностью. Успех — это гармония между двумя этими сферами. Как говорится в известном изречении: «Нет предела совершенству. Стремитесь к нему» :)

 

Если представить вашу историю профессионального успеха в виде графика, какие 3—5 ключевых точек вы бы на нем отметили?

— Первая точка — это поступление именно на психологию. После школы я поступила и училась на кафедре системного анализа и управления.

Следующая точка — защита диссертации на соискание степени кандидата психологических наук.

И еще одна точка, скорее, как перспектива развития, это мое понимание и появление уверенности в том, что мне нужно, — это стремление идти дальше по научной линии и писать научную работу.

 

Вы отметили первую точку, как «поступление на кафедру психологии». Что значило для вас «поступить на кафедру психологии»?

—На тот момент поступления была цель — получить высшее образование. Но куда поступить, я не определилась. Мне посоветовали пойти на психологию — хорошо же, когда в семье есть человек, который может помочь. Я поступила и мне понравилось, это было нахождение себя уже в профессии. В старших классах я мечтала быть программистом, но на 1-м курсе поняла, что это не мое.

Я понимаю, какой сложный выбор стоит перед современными детьми, которым в 15 лет нужно самоопределиться и сдать ЕГЭ по правильным дисциплинам, ведь даже в 16-17 лет выбрать, куда поступать и понять твоя это профессия или не твоя, задача сложная.

 

С чего началась ваша карьера?

—Карьера началась благодаря Борису Гурьевичу Мещерякову, моему научному руководителю, и замечательному педагогу нашей кафедры Ирине Анюровне Мещеряковой, которые предложили мне поступить в аспирантуру, когда я еще училась на 5-м курсе. Был осуществлен хитрый маневр — еще одно предложение от Ирины Анюровны вести семинарские занятия по ее предметам. Это у меня получалось и это было интересно. Таким образом, за полгода до защиты диплома на специалитете началась моя карьера с должности преподавателя-стажера.

 

Что в первую очередь определило вектор вашего профессионального развития?

— Определило то, что психология действительно понравилась. Я почувствовала, что это мое, и появилась мотивация познавать что-то самостоятельно, а не только учить, чтобы сдавать экзамены. Был интерес к учебному материалу, и этот интерес ушел дальше, в практическую область, к вопросам о том, как работать с патологией. Поэтому я решила параллельно учиться на вечерне-заочном отделении на кафедре клинической психологии.

Мою мотивацию к познанию подкрепила радость практического применения своих знаний, когда я начала работать психологом в ГБСУСОМО «Дом-интернат «Рождественский». Здесь я смогла применить то, что изучала, и испытала эйфорию от того, что у меня получается.

 

Что было для вас трамплином к успеху в карьере?

— Я не могу выделить трамплина к успеху. Были поставлены четкие цели, к которым я планомерно шла, маленькими шагами. Раз начал это движение — надо закончить, и как бы тяжело не было, всегда видеть плюсы в том, что делаешь на пути к цели. Все, что есть на данный момент, достигалось своим трудом и своей головой, а не по случайному стечению обстоятельств. Наверно, самая большая случайность — это то, что я пришла на психологию.

 

Назовите три фактора вашего успеха?

— Один из факторов успешности — любить то, что ты делаешь, получать удовлетворение от того, что ты делаешь!

Второй фактор — это хорошо выглядеть и пребывать в отличном настроении. К этому призывает сама наша профессия, люди обращаются за помощью с большей вероятностью к человеку, производящему впечатление, что у него все хорошо!

Третий фактор, повторюсь, это стремление стать лучше. Усовершенствование того, чем владеешь. Это дальнейшее развитие, модификация того что есть, в том числе траекторий развития, постановка реалистичных целей и их достижение.

 

Если представить ваш профессиональный успех как следствие какого-то принятого вами решения, какое это было решение?

— Решение поступить в аспирантуру и продолжить обучение в Университете. Я долго думала над предложением научного руководителя. На тот момент мне уже хотелось попробовать свои силы на практике, устроиться психологом и зарабатывать деньги в рамках своей профессиональной деятельности. Но, взвесив все за и против — я приняла решение поступить в аспирантуру.

 

Вы окончили Университет «Дубна». Какие аспекты обучения в Университете «Дубна» повлияли на ваш успех?

— В первую очередь, преподаватели, которые нас обучали все это время. Сильный преподавательский состав.

Второе — это то, что обучили обучаться самому. Находить информацию, анализировать ее — дали навыки того, как работать с материалом, чтобы применять его уже в своих интересах.

Еще одним из аспектов обучения именно на кафедре было изменение личности. На 1—м курсе студент совершенно другой, чем тот же студент, который выпускается с нашей кафедры. Придя сюда, я была одним человеком, но к концу обучения стала другим человеком, благодаря самому процессу обучения, и предметам, и педагогам, которые были для меня примерами.

 

Какие курсы лекций, семинары, практики или преподаватели внесли вклад в развитие вас как профессионала?

— Это, конечно же, лекции В.П. Зинченко, В.М. Мунипова, Ф.В. Соркина, Л.Ф. Обуховой, А.Н. Ждан, это несомненно потрясающие люди, академические столпы нашей кафедры.

Что касается вектора практического профессионального развития — это конечно же С.В. Пузова, Н.А. Сахарова и Г.Г. Корж с их предметами «Психология профобщения», «Телесно-ориентированная психотерапия», «Работа с шоковой травмой», «Аналитическая психология»; изучение проективных методик, рисуночных тестов на занятиях А.Л. Венгера

 

Назовите три основных приобретения для вашей карьеры в Университете «Дубна».

— Первое — профессиональные знания, умения, навыки.

Второе — умение рассматривать проблему целиком, видеть не только частички, из которых она состоит, но зреть в корень и видеть ситуацию целостно, что помогает определять разные варианты дальнейших действий.

Третье — личностные качества, воспитанные кафедрой в процессе обучения и на примере личности педагогов, и качества, воспитанные самим собой. Качества, которые необходимы в собственной карьере — это открытость, принятие, гибкость. В профессии, которая связана с людьми, важно принимать людей такими, какие они есть. Уметь не обижаться, относиться безоценочно, уметь мыслить вне противоположных категорий («хороший-плохой»), чтобы адекватно воспринимать различные ситуации и людей такими, какие они есть.

 

Какие три качества вы бы посоветовали развивать тем, кто хочет стать успешным?

— Психологам — быть гибкими, настойчивыми, целеустремленными, открытыми для нового опыта. И конечно, иметь мотивацию к достижению и любознательность. И, наверное, самое главное — получать удовольствие от того, что ты делаешь.

 

Если представить ваш профессиональный успех как следствие какого-то принятого вами решения, какое это было решение?

— Решений, может быть, было несколько. Основное решение было не суетиться. Я даже проходил собеседования и мог уехать работать в Петербург, но каждый раз что-то не складывалось, и я оставался.

Наверно, стоит выбирать путь не то, чтобы наименьшего сопротивления, но наиболее комфортный и понятный. Некоторые говорят, надо выйти из зоны комфорта и тогда чего-то добьешься, но я не уверен в том, что это всегда работает, мне это не сильно подходит.

 

Как бы вы сформулировали свои жизненные принципы?

— Быть оптимистом, везде искать и находить плюсы.
Быть честным и, в первую очередь, с самим собой.