Интервью с Рачковым Владимиром Александровичем

общая информация о выпускнике

 

Владимир, на кафедре ядерной физики вы первый, кто получил ученую степень кандидата физико-математических наук, пройдя все этапы обучения с 1го курса до аспирантуры. Считаете ли Вы себя успешным человеком? И что для вас «успех»?

Я не считаю, что заметно отличаюсь от остальных выпускников нашей кафедры. Конечно, у каждого из нас свой путь и свои цели как в жизни, так и в науке. Я очень доволен тем, как складывается моя научная карьера. Успех ли это? В настоящий момент я готов ответить положительно, в первую очередь для самого себя. Еще в школе у меня была мечта и мне кажется, я близок к ее реализации.

 

Владимир, вы первый студент, защитивший кандидатскую диссертацию на кафедре ядерной физики. Что для вас значит это событие?

На самом деле в один год со мной защитились еще несколько выпускников нашей кафедры. Защита диссертации – это важный этап развития в научной и преподавательской сфере. Это подтверждение моей квалификации со стороны профессионального сообщества.

 

Расскажите, пожалуйста, о вашей кандидатской диссертации подробнее. Что помогало в работе над ней? Были ли трудности на пути к защите и как вы с ними справлялись?

Как и у многих моих коллег кандидатская диссертация – это плод многолетней работы, это статьи, которые были опубликованы в предыдущие годы, это сделанные доклады на научных конференциях. Трудности были, но было и удовольствие их преодолевать. Это самое интересное в научной работе.

 

Владимир, вы определили защиту диссертации как один из этапов на пути к поставленной цели. Могли бы вы выделить основные этапы пройденного пути и более подробно рассказать о событиях, которые тогда происходили?

В научной карьере этапы вполне традиционные – поступление в бакалавриат, затем в магистратуру, в аспирантуру, которая обычно совмещена с работой по специальности. Мне повезло. Я поступил в университет «Дубна» в 2003 году, сразу после школы. Шел целенаправленно на кафедру ядерной физики. Знал, что хочу учиться именно здесь. Да, учиться на физико-математических направлениях не просто, но очень интересно, а атмосфера в университете, в ОИЯИ и в Дубне в целом здорово этому способствует.

 

Как вы считаете, какое событие на этом пути самое главное?

Выбор научного руководителя – это тот момент, который на 90% определяет ваше будущее.

 

С чего началась ваша трудовая деятельность?

С 1-го курса университета! (смеется)

 

Владимир, были ли у вас какие-то трудности на студенческом этапе развития? Как вы с ними справлялись?

Значительных трудностей не было. Сессию я никогда не «заваливал», все экзамены сдавал вовремя, даже досрочно. Преподавательский состав очень хороший. В силу того, что на нашей кафедре очень маленькие группы, к нам был практически индивидуальный поход. Если даже и возникали какие-то трудности, все друг другу помогали. Нравилось, как проходили сессии.

 

Владимир, что особенно запомнилось во время обучения? Какие занятия и/или преподаватели внесли основной вклад в становление вас как физика? 

Все преподаватели у нас были старой закалки и совмещали роль преподавателя с серьезной научной работой в той области физики, которую преподавали, превосходно владели предметом, доходчиво объясняли материал. Это были личности, абсолютные авторитеты – с ними было нелегко спорить, а занятия лучше не пропускать. Гари Владимирович Ефимов был интересен целиком и как личность, и как преподаватель, который читал в необычной манере. Загребаев Валерий Иванович, Деникин Андрей Сергеевич, Карпов Александр Владимирович – основные учителя. Валерий Иванович – мой научный руководитель в аспирантуре, Андрей Сергеевич сориентировал и помог сделать шаг от учащегося студента к науке. В университете первые три курса – это общая программа, включающая такие предметы как высшая математика, общая и теоретическая физика, квантовая механика и многие другие. Это набор дисциплин, которые готовят к дальнейшей работе. На старшем курсе студент выбирает: либо он углубленно изучает теоретическую физику, либо экспериментальную. Я выбрал изучение теории ядерных реакций.

 

Расскажите о ваших научных интересах.

В теоретической ядерной физике – физика тяжелых ионов, слияние атомных ядер, низкоэнергетические ядерные реакции, теория прямых ядерных реакций. Ядерные реакции с легкими экзотическими ядрами, реакции радиационного захвата.

В вычислительной физике – компьютерное моделирование динамики ядерных реакций (C++, Java); разработка сетевой базы знаний NRV по ядерной физике низких энергий (http://nrv.jinr.ru).

 

Владимир, после университета вы работаете научным сотрудником в ОИЯИ в лаборатории ЛЯР. Что вас мотивирует развиваться в научной сфере?

Мотивирует ряд интересных задач, стоящих перед коллективом лаборатории, которые до сих пор не решены.

 

Что помогает вам поддерживать эффективность вашей интеллектуальной работы?

Думаю, здесь работает формула: нагрузка + отдых = рост. Прежде всего – это интерес к работе. Отдых для меня – это смена деятельности. Например, очень здорово после работы пойти в тренажерный зал. Когда прихожу на тренировку, пытаюсь не думать (не всегда получается, конечно) о том, что было на работе, а сконцентрироваться на выполнении упражнений. Занятия спортом позволяют отвлечься, переключится с умственных нагрузок на физические. Другой пример отдыха – культурное саморазвитие, чтение литературы. Очень люблю ходить в театр, на концерты.

 

Чем является для вас преподавание сейчас? Какие впечатления/ощущения вы получаете от этой работы?

Преподавание – это сейчас каждодневный труд. Хочется дать студентам понимание, что такое современная физика и как может быть интересно ею заниматься.

 

Владимир, как вы считаете, какими качествами должен обладать человек, чтобы достичь результатов в науке?

Любовь к своей области, немного способностей, усидчивость, терпение и аккуратность в деталях.

 

Расскажите, пожалуйста, какие у вас планы на будущее?

Могу сказать, что однозначно это развитие в научной сфере.

 

Владимир, что бы Вы хотели пожелать абитуриентам, студентам и выпускникам университета «Дубна»?

Есть хорошее высказывание: «Для человека, который не знает, к какой гавани он направляется, ни один ветер не будет попутным». Поэтому, абитуриентам и студентам пожелал бы, чтобы они определились к какой гавани плыть, кем хотят быть, чтобы использовали свое время рационально. Время – самое дорогое, что у нас есть. Выпускникам – желаю найти работу по специальности и по душе.

 

Спасибо!