Интервью с Рыбачук Максимом Александровичем

Максим, вы, несомненно, профессионально успешный человек. А как вы сами определяете успешность?

— Могут быть разные критерии успеха, которые условно можно разделить на две группы: внешние (материальные) и внутренние (моральные). Для одного важно много зарабатывать, занимать высокую должность и демонстрировать окружающим внешние атрибуты успеха, для другого — найти свое призвание и место; достичь внутренней гармонии; получать удовлетворение от уровня профессиональных задач; роли, которую ты играешь в коллективе и т.д.

На мой взгляд, идеальное сочетание — это такое место работы и должность, которые и отвечают вашим финансовым запросам, и приносят моральное удовлетворение.

 

С чего началась ваша карьера, что определило вектор профессионального развития и какие ключевые точки в истории профессионального успеха Вы бы отметили?

— На втором году обучения в магистратуре мой научный руководитель Клейнер Георгий Борисович пригласил меня на работу в ЦЭМИ РАН, где я начал с должности младшего научного сотрудника. До этого момента я не подозревал, что буду заниматься наукой, и в этом плане встреча с научным руководителем определила направление моей работы.

На втором году обучения в аспирантуре один из моих преподавателей Васильева Надежда Викторовна настояла на том, что мне нужно заниматься преподаванием, и передала курс «Методы моделирования и прогнозирования». В этом поучаствовал и заведующий кафедрой экономики Панов Станислав Аврорович. Так я стал работать в университете.

Примерно в то же самое время я нашел еще одну работу, но уже в сфере бизнеса, благодаря встрече с Трушкиным Сергеем Юрьевичем, который на тот момент возглавлял Центр управления знаниями РДТЕХ и был советником генерального директора этой компании.

 

Вы окончили Университет «Дубна». Какие аспекты обучения в Университете «Дубна» повлияли на ваш успех?

— В целом уровень образования в Университете «Дубна» высокий. Конечно, многое зависит от человека и его качеств, но с хорошей базой после окончания университета выпускник чувствует себя более комфортно и уверено и вероятно получит более высокую стартовую зарплату.

Как работодатель, я лучше возьму человека из нашего университета, поскольку я знаю, чему его научили и какую школу, каких преподавателей он прошел. Обсуждали с коллегами случай, когда на практику в их компанию пришли выпускники европейских университетов, и выяснилось, что они прекрасно владеют организаторскими навыками, проявляют лидерские качества, нацелены на работу в команде и т.д., но у них возникают проблемы с такими практическими вещами как, например, построение экономико-математических моделей. Выпускники кафедры экономики Университета «Дубна» обладают достаточной квалификацией для решения таких задач.

 

Какие курсы лекций, семинары, практики или преподаватели внесли вклад в развитие вас как профессионала?

Одни из самых интересных и практико-ориентированных курсов на нашей кафедре вела Васильева Надежда Викторовна: «Исследование операций в экономике», «Прогнозирование и планирование», «Методы оптимальных решений» и др.

Для лучшей подготовки студентов, важно организовывать исследовательские проекты, где студенты работали бы в группах вместе с преподавателями и применяли полученные знания и инструменты в решении практических задач. Здесь можно привести опыт МФТИ, где после третьего курса студенты выбирают направление исследований и лабораторию, включаются в ее работу, участвуют в реальных коммерческих проектах.

Отмечу, что в экономической науке сложилась сложная ситуация с коммерциализацией исследований и разработок. Недавно мы проводили анализ институтов РАН экономического профиля и получили следующие результаты: из шестнадцати институтов только один имеет отдел коммерциализации, и восемь институтов имеют собственное издательство. Такая ситуация, в первую очередь, связана с недостаточным финансированием.

Например, в ОИЯИ есть Учебно-научный центр и PR-отдел, которые занимаются популяризацией как достижений института, так и физики в целом. Достаточное финансирование дает возможность проводить маркетинговые мероприятия, а это существенно облегчает поиск партнеров и потенциальных заказчиков.

К сожалению, на сегодняшний день нет единого центра популяризации экономической науки, но определенные действия в этом направлении предпринимаются: в 2009 году Правительством была разработана концепция «Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации».

 

Назовите три основных приобретения в Университете «Дубна» для вашей карьеры.

— Умение работать с информацией (поиск, обработка и анализ), умение общаться с людьми и умение оценивать ситуацию с разных точек зрения в процессе решения какой-то проблемы.

И интерес к экономике как к науке. Он пришел на третьем курсе, когда начались специализированные предметы. Однако, на мой взгляд, для улучшения качества образования и удовлетворенности студентов неплохо было бы перестроить последовательность учебных курсов — перенести или добавить на первый курс предметы, популяризирующие экономику, рассказывающие о ее многогранности, обозначающие ее роль в нашей жизни. Это бы с самого начала обучения задало студентам систему координат, по которой они могли бы ориентироваться в процессе освоения своей профессии, помогло бы выбрать и выстроить свою образовательную траекторию.

 

Назовите три фактора вашего успеха?

— Первый фактор един для всех — это трудолюбие. Если хотите достичь выдающихся результатов, важно работать больше, чем положено, если хотите профессионально развиваться — каждый раз при решении задачи нужно перешагивать на ступеньку выше, чем вы стояли до ее решения. Все остальные факторы можно связать с трудолюбием: если хочешь расти, важно быть в курсе новых тенденций, инструментов, не останавливаться на достигнутом уровне образования и пр.

Другой важный фактор — толерантность, гибкость, которая позволяет учесть точки зрения разных людей. В дипломатии хороши те, кто может адаптироваться к ситуации, причем не только в профессиональной, но и в обычной жизни. В современной науке, например, учитывается многообразие взглядов субъектов при исследовании одного и того же объекта. То же самое и в жизни — стоит с уважением относиться к мнению других людей, поэтому иногда полезнее тактично отступить, чем доказывать свою правоту.

Третий фактор успеха — это концентрация, она позволяет снизить или убрать неопределенность при решении профессиональных задач, другими словами, вы отказываетесь от всего лишнего и определяете конкретный приоритет. Как правило, люди приоретизируют задачи по принципу «что больше нравится и проще сделать», несмотря на то, что выбор того, чем важно и сложно заниматься, практически всегда более эффективен.

 

Какие три качества вы бы посоветовали развивать тем, кто хочет стать успешным?

Те качества, которые ценит ваш руководитель :)

В «Разумном партнере» мы много работаем со студентами, часто с программистами. Обязательное условие для каждого сотрудника — фиксировать все рабочее время и трудоемкость в специальном журнале, на основании которого рассчитывается и выплачивается зарплата. Сначала студенты в восторге от такой системы, но получив первое задание, начинают или переносить сроки и долго его выполняют или вовсе пропадают. Поэтому первое и ключевое качество — это ответственность. Если вы берете обязательства перед руководителем, компанией, их нужно выполнить. Если у вас возникли непредвиденные сложности, то предупредите о своей проблеме, чтобы была возможность исправить ситуацию общими силами.

Второе качество — решительность, умение принимать решения. Третье качество особенно важно для успешного руководителя — умение стратегически мыслить.

 

Если представить ваш профессиональный успех как следствие какого-то принятого вами решения, какое это было решение?

— Решение заниматься наукой и сократить трудовую нагрузку в бизнесе. Долгое время я не воспринимал себя как ученого, научного сотрудника, поскольку был связан с бизнес-структурами. Получалось, что я балансировал на границе между бизнесом и наукой. Но около года назад все изменилось, стала возрастать нагрузка в институте, и нужно было принимать решение — брать на себя больше обязательств или отказываться. Решение было принято, и в настоящий момент большую часть своего времени я посвящаю научной деятельности, будучи участником двух проектов, поддержанных грантами РНФ и РФФИ.

 

Как бы вы сформулировали свои жизненные принципы?

— Я сторонник честности, открытости и осознанности. Есть такая концепция «Система управления здоровьем», созданная Д. Шаменковым, и один из ее основных принципов — честность во всех отношениях. Если человек честен с окружающими и с самим собой, то в его жизни будет меньше источников стресса, внутренних противоречий и, как следствие, проблем со здоровьем.

 

И в заключении блиц-опрос:
Если не собой, то кем вам хотелось бы быть?

Добрым волшебником.

Что для вас счастье?

Счастье — это получать удовольствие от каждого прожитого дня.

Способность, которой вам хотелось бы обладать

Управлять временем.

Дата интервью: апрель, 2017