Интервью с Потехиной Юлией Андреевной

Юлия, вы, несомненно, профессионально успешный человек. А как вы сами определяете успешность?

— Для меня успешность – это когда ставишь перед собой цель и достигаешь ее, параллельно получая удовольствие от того, что делаешь. Успешность – это когда ты нужен и тебя ценят.

 

С чего началась ваша карьера, что определило вектор профессионального развития и какие ключевые точки в истории профессионального успеха вы бы отметили?

— Мое профессиональное развитие можно разделить на два этапа: 1. Этап моего «преподавательства» и 2. Этап моего становления как организатора мероприятий, или, как сейчас модно говорить, event manager.

Работать я начала еще на 1 курсе, давала частные уроки английского языка для школьников. Именно тогда я поняла, что мне нравится преподавать, нравится объяснять трудные темы и видеть понимание в глазах детей.

В конце 5 курса нас ждала производственная практика в школах Дубны. Тогда я столкнулась с одной из важнейших проблем учителя – необходимостью мотивировать, зажигать интерес. Ведь одно дело – частное занятие – ребенок по собственному желанию приходит на урок, у него есть цель, и совсем другое дело, когда перед тобой целый класс и половина его не понимает, зачем вообще нужно учить английский. Тогда-то я осознала, что преподаватель – это не только ходячий сборник грамматики и словарь; это еще организатор и психолог, способный разработать подходящий курс или отдельный урок, а также найти индивидуальный подход и достучаться. В этом плане нам очень повезло с преподавателями. Методику (лекции и семинары) у нас вели Н.И. Анисимова и Н.А. Сагайдак.

Помимо высококлассного преподавания учебного материала, я очень благодарна Надежде Ивановне за то, что научила нас человеческому, «душевному» отношению к ученикам, а Наталье Алексеевне – за то, что с самого начала развивала в нас творческий подход к делу. Креативность – это то, что я использую в своей работе с тех самых пор.

В 2011 году по случайному стечению обстоятельств я пришла работать преподавателем английского языка в Учебно-научный центр ОИЯИ. Здесь судьба бросила мне новый вызов – я должна была обучать языку молодых (и не очень) ученых: физиков, радиобиологов, программистов. ОИЯИ – это многонациональный коллектив, здесь можно встретить ученого из любого уголка мира, и основной рабочий язык, конечно же, английский. Мои ученики должны были уметь выступать на конференциях на английском, рассказывать о своих научных достижениях, дискутировать на научные (и не только) темы, уметь объясниться во время заграничных командировок. Проблема для меня состояла в том, что мне срочно нужно было разобраться, пусть на элементарном уровне, в моем самом «любимом» со школьных лет предмете – физике.

С тех пор прошло 6 лет. Я лингвист, и я знаю, как работает коллайдер Я очень благодарна своим ученикам и коллегам за терпение и время, которое они потратили, объясняя мне Стандартную модель, принцип работы ускорителей и т.п. Начиная с 2015 года я все меньше занималась преподаванием и все больше участвовала в организации мероприятий. ОИЯИ проводит десятки мероприятий в год. Мне посчастливилось принимать участие в образовательных мероприятиях, проводимых УНЦ ОИЯИ. Это международные программы для студентов из государств-членов ОИЯИ (Египет, ЮАР, Куба, страны Восточной Европы), школы для учителей физики в ОИЯИ и CERN, мероприятия по популяризации науки.

Также за это время я приобрела ни с чем не сравнимый опыт технического перевода, сотрудничая с учеными из разных лабораторий ОИЯИ. Университет помог мне стать специалистом по межкультурной коммуникации, ведь у каждой нации есть свои неповторимые особенности, которые обязательно необходимо учитывать в рабочем процессе.

Мои иностранные коллеги отмечают высокий уровень владения английским языком, что также является заслугой преподавателей кафедры лингвистики. А творческий подход помогает в разработке контента и дизайна постеров, буклетов, брошюр, а также сувенирной продукции.

 

Назовите три фактора Вашего успеха?

— Упорство, трудолюбие и толерантность.

 

Вы окончили Университет «Дубна». Какие аспекты обучения в Университете «Дубна» повлияли на ваш успех?

— Вспомнился один случай. Когда я защищала свой бакалаврский диплом, я допустила досадный промах: это была не фактическая ошибка, а недосмотр в плане организации моего выступления. Тогда один из членов комиссии, объявляя оценку, сказал(-а) мне: «Мы можем войти в ваше положение, все мы люди. Но мы ставим вам 4, поскольку в стенах этого университета мы воспитываем лингвистическую элиту. Вы проделали очень серьезную работу. Но мало сделать работу, необходимо также уметь достойно представить ее результаты». Тогда я на собственном опыте осознала, что одинаково важно и то, ЧТО ты делаешь, и то, КАК ты это делаешь. Так университет стал для меня «школой жизни». Я очень благодарна преподавателям за их профессионализм, ведь легко пожалеть студента, войти в положение и прослыть «лояльным», и очень непросто проявить жесткость, преподать урок и стать тем, кого недолюбливают или боятся. Теперь я сама учу людей правильно делать презентации и организую мероприятия, стараясь уделять внимание каждому, даже самому незначительному аспекту.

 

 

Какие курсы лекций, семинары, практики или преподаватели внесли вклад в развитие вас как профессионала?

— С теплыми чувствами вспоминаю семинары по практике речи Ю.В. Торшиной: благодаря этим занятиям во мне возникло желание проводить тщательные исследования какого-либо вопроса, добираться до сути вещей.

Еще семинары Н.И. Анисимовой, которая заставляла нас выходить за рамки и интересоваться другими темами в жизни, помимо учебы (политикой, медициной, мировыми религиями и т.д.). Также до сих пор не могу забыть фразу, которую она любила повторять: «Mistakes are ok. Everybody makes them». По своей натуре я перфекционист, и эта фраза всегда поддерживает меня, когда что-то не получается.

Очень благодарна Н.А. Поздняковой: благодаря ей я, наверное, в принципе полюбила английский язык. А также К.В. Ефремовой за ее веселый нрав и за то, что именно она привила мне любовь к переводу. Ну и конечно же, И.Б. Шатуновскому, руководителю моей магистерской работы, за терпение и ценные советы. На самом деле, я помню всех преподавателей, и про каждого могла бы рассказать занимательную историю и сказать теплые слова.

 

Назовите три основных приобретения в Университете «Дубна» для вашей карьеры.

— высокий уровень владения английским и французским языком
— старательность, тщательность в работе
— трудолюбие

 

Какие три качества вы бы посоветовали развивать тем, кто хочет стать успешным?

— Трудолюбие – чтобы добиться чего-то, важно, прежде всего, много и усердно работать.

Упорство – есть задача и есть ее решение. Важно концентрироваться на решении, на результате. Иногда от пункта А до пункта B пролегают «километры», и, если обращать слишком много внимания на «расстояние», могут опуститься руки. Стоит всегда держать в голове свою конечную цель и искать пути ее достижения.

Толерантность – в процессе работы я сотрудничаю с разными людьми. Когда вы работаете с людьми, важно уметь улыбаться. Также в процессе выполнения своей работы стоит стараться учитывать не только свои интересы, но и интересы людей, с которыми вы работаете.

 

Если представить ваш профессиональный успех как следствие какого-то принятого вами решения, какое это было решение?

— Решение поступать на лингвистику. Оно определило всю мою дальнейшую жизнь. Я абсолютно об этом не жалею, так как это решение открыло передо мной мир: я работаю в международном коллективе, езжу в загранкомандировки. Общаться с представителями разных наций и культур очень интересно и невероятно познавательно.

 

Как бы Вы сформулировали свои жизненные принципы?

— Наверное, «поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой». Поступая так или иначе, я всегда стараюсь ставить себя на место другого человека. Это помогает жить в гармонии с собой.

И в заключении блиц-опрос:
Если не собой, то кем вам хотелось бы быть?

Хотела бы быть писателем-фантастом. Нужно как-то давать выход накапливающемуся креативу :)

Что для вас счастье?

Счастье – это баланс, в самом широком смысле этого слова… найти и удерживать баланс – между семьей, работой и самим собой. А также В семье, работе и самом себе.

Способность, которой вам бы хотелось обладать — это…

Быть в нескольких местах одновременно, останавливать время.

Дата интервью: май, 2017