Интервью с Никитиным Виктором Максимовичем

Виктор, вы, несомненно, профессионально успешный человек. А как вы сами определяете успешность?

— Успешный человек – это человек, который зарабатывает достаточно, занимаясь тем, что он любит и на том, что у него получается.

 

С чего началась ваша карьера, что определило вектор профессионального развития и какие ключевые точки в истории профессионального успеха вы бы отметили?

— В моем случае нет карьеры в прямом смысле этого слова, как роста в рамках одной должности. Я начал заниматься социально-полезной деятельностью еще в школе – мне нравилось общаться с людьми и организовывать разные мероприятия (интеллектуальные игры, городские школьные мероприятия, школьная газета). Затем я целенаправленно пошел на экологию в университет «Дубна». Высшее образование помогло мне развиться всесторонне, ведь экология – комплексная наука. Я всегда стремился к независимости, и в 17-18 лет она ассоциировалась у меня со своим личным делом, а понятие свободы заключалось в финансовом самообеспечении и эмоциональной независимости. Потому в 18 лет я стал индивидуальным предпринимателем, выбрав розничную торговлю. Углубляясь в вопросы налогообложения, параллельно я работал в студенческом совете, где набирался административного, управленческого и организационного опыта, более глубоко изучал законодательство и экономику. Я считаю себя человеком, который делает то, что хочет и, самое главное, что умеет делать. Я не сидел сложа руки, и в жизни стали появляться возможности, которые я вовремя разглядел и не упускал (например, появилась возможность открыть собственный цветочный магазин, накопленный опыт позволил заняться выставочной деятельностью, маркетингом и бизнес-планированием).

Поняв, что торговля – не совсем мое, на 6-м курсе я начал работать в Научно-исследовательском и проектном Институте социо-природных систем при университете. Мы помогали научным коллективам внутри университета готовить заявки на государственное софинансирование, давая возможность ученым привлекать гранты на свои исследования, занимались проектированием: написанием стратегий развития территорий, производств, инфраструктурных объектов, набирались опыта в инновационном консалтинге. Я уверен, задача ученых не составлять заявку, а работать на результат в науке и здесь мы оказались полезным помощником, способным оказать такой консалтинг.

 

Потом на некоторое время мы увлеклись продвижением этих стартапов, выставочной деятельностью, маркетинговой деятельностью, написанием уже более серьезных бизнес-планов для инвесторов – это эволюционно следующие после создания прототипа шаги.

После этого в конце 2012 года мне предложили работу в дубненском наноцентре , где я работал 3 года, параллельно занимаясь заказами, связанными с высокотехнологичной продукцией и с проектированием инженерной и инновационной инфраструктуры – это промышленные парки, технопарки, бизнес-инкубаторы. Одно время для творчества я занимался развитием цветочного магазина, который показался интересной темой, мы довели его до ума и продали «под ключ». Все бизнесы мы с командами развивали до той или иной стадии готовности, продавали, развиваясь дальше и никогда не останавливались на каком-то одном профиле. Для меня всегда было принципиально важно участвовать в развитии Дубны, чувствовать и исполнять свою социальную ответственность. Изучая законодательство в области инновационных проектов, мы увидели несколько возможностей в привлечении госсредств для создания центра прототипирования при университете. Сейчас он функционирует и приносит академическую и научно-практическую пользу для студентов и университета в целом.

В рамках этого же законодательства мы увидели возможность открытия центра молодежного инновационного творчества. Для меня это был путь длиной в 3 года, командой специалистов именно этого направления мы добились четкости видения желаемого проекта, сформировали заявку и в конце 2015 года выиграли конкурс, создав в Дубне один из 4-х в Московской области центров молодежного инновационного творчества. Там успешно учат школьников робототехнике и современным аэрокосмическим системам: ребята-школьники уже сейчас (а открылись мы только 27 мая 2016 года) занимают призовые места на выставках по техническому творчеству, центр получил доступ к 15 виртуальным рабочим местам и воспитанники работают над проектами с использованием лицензионного программного обеспечения (CorelDraw, SolidWorks и др. См.: http://www.naukograd-dubna.ru/obnovleniya-na-sayte/18686/, http://www.interfax-russia.ru/Center/citynews.asp?id=730209 – прим ред.). Проект живет, команда работает, а я двигаюсь дальше.

Сейчас я в должности заместителя генерального директора ООО «Инжиниринговый инкубатор» – это одна из центральных компаний кластера ядерно-физических и нанотехнологий в г. Дубне.

В 2016 году при поддержке кластера и Министерства инвестиций и инноваций Московской области мы провели конкурсы по отбору проектов для софинансирования среди участников кластера: успешно реализовали 11 проектов на базе серьезных предприятий города, которые входят в кластер (ООО «Эйлитон», ООО НПП «АпАТэК-Дубна», ООО «ВНИИТЭП» и др.). С нашей помощью они создали новую или улучшили имеющуюся продукцию и технологические процессы, за счет чего увеличивают обороты.

http://nvplans.ru, где мы уже помогаем потенциальным резидентам особых экономических зон, инвесторам, которые хотят создать технопарки, промышленно-логистические парки и другую комплексную инновационную инфраструктуру.

 

Вы окончили Университет «Дубна». Какие аспекты обучения в Университете «Дубна» повлияли на ваш успех?

— Все: экология – это уникальное направление обучения, которое включает в себя прикладные и теоретические знания из разных областей системы «человек – природа».

Я очень рад, что выбрал кафедру экологии и закончил образование в магистратуре и аспирантуре. Меня учили всему – от инженерной гидрогеологии до экономики и линейной алгебры, что помогает мне на работе, а, самое главное, это научило меня учиться (простите за тавтологию). В Европе обучение направлено на образование узкого специалиста: обучаясь на биолога в Европе, вы, утрированно говоря, будете разбираться в видах растений, а у нас – в экосистеме этих растений. Фундаментальные и широкие знания развивают не только творческий подход к Миру, но и системный подход к его постижению. Мы умеем и любим искать информацию и знаем, как это делать, т.е. умеем учить сами себя.

Обучаясь на эколога, человек учится общаться – на полевых практиках в разных регионах страны, ведя полуполевой образ жизни. Плюс кафедра экологии активна до разного рода мероприятий (дни кафедры, субботники и т.п.), что регулярно тренирует фантазию студентов, помогая им придумывать свои, уникальные решения.

 

 

Какие курсы лекций, семинары, практики или преподаватели внесли вклад в развитие вас как профессионала?

— Сложно говорить о каком-то преподавателе отдельно. Наши преподаватели – это ученые мирового уровня с широким системным мышлением, которое мы перенимали у каждого понемногу.

Спустя несколько лет после выпуска я понимаю, что полезными были все лекции – и математика, и основы природопользования. Одно из направлений моей деятельности – проектирование и бизнес-планирование больших инфраструктурных объектов, мне нужно понимать материал заказчиков, стараться говорить с любым специалистом на его языке. Я изучаю генпланы, команда из профильных специалистов решает отдельные задачи, только на основании нашей совместной работы мы получаем картину развития жизнеспособного предприятия или объекта.

Полезный инженерно-геологический опыт я получил на производственных практиках, которые проходил в Архангельской области и в Карелии – мы искали месторождения алмазов, работая на компанию «Алроса». Такие практики полезны для студентов, получающих фундаментальные знания, т.к. позволяют переложить их на реальный мир. Экология – наука о доме, и на практике студент начинает узнавать, как развивается наш дом в реальных условиях. Благодаря практическому опыту я понимал, каких знаний мне не хватает и расширял кругозор и развивал системное и гибкое мировоззрение, общаясь с людьми из разных городов и живущих в разных не только климатических, но и социальных условиях. Тем, кто занимается проектированием развития, стратегическим планированием, важно быть открытыми другим системам, а не только полагаться на Интернет.

 

Назовите факторы вашего успеха

— Человек либо доволен своей жизнью, либо нет. Если вы занимаетесь тем, что вам нравится, понимаете и не опускаете руки при нескольких неудачах, а идете дальше — вы достигаете желаемого.
Я убежден, мысли материализуются, и потому стоит относиться к Миру позитивно.
Другой фактор успешности — способность человека постоянно заниматься самообучением.

Третий фактор я бы назвал юмористично — это способность относится чуть проще к себе, к окружающим и к этой жизни. Как показывает практика, поговорка: «Если что-то не получается, иди ложись спать» — работает! Если сегодня у вас что-то не получилось, остановитесь, переключитесь на что-то другое, поизучайте материал, и решение придет, но при условии, что вы этим решением занимаетесь постоянно и разными способами. А это уже про стремление к самообучению.

Я считаю, чтобы добиться конкретных результатов молодым предпринимателям важно: с самого начала изучить ту область, за которую взялись;
идти в гору до самого пика, и в тот момент, когда особенно трудно, нужно продвинуться еще немного дальше, засучив рукава, не жалуясь на внешние обстоятельства. Поверьте, именно в этот момент вы уже подошли к вершине и именно этот шаг определит, упадете ли вы обратно, либо пойдете еще выше с положительным результатом;
если вы чувствуете, что у вас заканчиваются силы или вы впадаете в уныние, возьмите отпуск и относитесь к себе с пониманием.

Четвертый фактор – важно относиться критично к информации, которую вы получаете от разных людей, а не к самим людям. Со здоровой долей критики стоит относиться в первую очередь к себе и к тому, чем вам предлагают заниматься и чем хотите заниматься вы сами.

Пятый фактор – риск. Неизвестность окружает нас постоянно, и когда человек ее боится, она мешает принимать решение, что тормозит развитие. Бывают сложные периоды, когда нет работы по тому направлению, которое нравится, но работа для заработка есть всегда. Она ведь необязательно должна стать смыслом жизни. Важно стремиться работать там, где нравится, и проводить время с тем делом, которое интересно, и вы к этому придете.

Саморазвитие – это эгоизм в хорошем его понимании, улучшая себя вы делаете лучше, веселее, удобнее, проще мир вокруг, и людям рядом также становится лучше, ведь они так же живут в этом Мире.

Важно стремиться к улучшению системы вокруг себя. И если очевидно, что работа, например, в офисе вам не нравится, лучше ее оставить, и переключиться на другую, где вы были более полезными. Не бойтесь перемен, они всегда к лучшему.

Наверно, страх уйти с нелюбимой работы происходит от лени, ведь на новом месте или во время его поиска, необходимо интересоваться чем-то новым.

Я больше чем уверен, что любой человек может заработать ровно столько, сколько ему нужно, следуя двум простым правилам предпринимателей:
1) понять, что ты любишь делать;
2) понять, как на этом зарабатывать деньги.

Современность позволяет многим молодым людям заниматься творческим производством, т.е. делать то, что они умеют, если им это нравится, это счастливые люди. Если нравится, например, собирать гербарии, в этом можно стать лучшим, постоянно обучаясь и создавая гербарии как уникальные дизайнерские изделия на продажу. И поверьте, с 10 изделиями хорошего качества в месяц вы сможете себя обеспечить. Если не хватит 10, то в процессе самообучения, вы сами поймете, как сделать любимое дело окупаемым. Успешный человек – это человек, который стремится к результату, который счастлив на каждом шаге к результату, кто делает все, чтобы результата добиться, и видит результат. Люди открывают группы дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста, арендуют офисы и реализуют себя как специалисты не по записи в дипломе. Необязательно работать по специальности, чтобы быть успешным. У меня есть знакомые предприниматели физики по образованию, инженеры — главы коммерческих конструкторских бюро, которые поняли, что у них получается, и стали изучать возможности интересующего их направления.

Важно вопреки неудачам продолжать заниматься тем, что соответствует твоим желаниям и целям.

С точки зрения факторов успеха интересна теория 3-х поколений. Сегодня руководит нашей страной поколение X – это люди, выросшие на принципах сверхприбыли. Поколение 80-90 годов — поколение Y — живет по принципу «заработать достаточно»: эти люди понимают свою промежуточную цель, ресурсы, которые для этого нужны, алгоритм, шаги к этой цели.

И еще важно общаться не только с теоретиками, но и с практиками — людьми, кто знает жизнь и физику ее процессов.

 

Какие три качества вы бы посоветовали развивать тем, кто хочет стать успешным?

— Проще относиться к жизни, рисковать в ситуациях неизвестности и получать от этого удовольствие, преодолевать собственный страх и улучшать Мир, систему вокруг (она вам вернет во много крат больше).

 

Если представить ваш профессиональный успех как следствие какого-то принятого вами решения, какое это было решение?

— Решение сделать что-то хорошее и сделать хоть что-то лучше, чем оно есть. Работа в студенческом совете, индивидуальным предпринимателем, обучение в университете выражали мое желание сделать что-то лучше и качественнее для людей, чем оно есть на данный момент.

Я люблю Россию и не собираюсь переезжать отсюда, я сталкивался с разными трудностями и системами и понимаю, где другие люди могут их встретить. И потому я пытаюсь помочь и людям, и разным системам развиться, опираясь на собственный опыт, на собственный ресурс.

 

Как бы Вы сформулировали свои жизненные принципы?

— Для меня принцип — это что-то замороженное, зацементированное. А когда ты развиваешься, наверно, наиболее гибким будет принцип все делать лучше, качественнее, доступнее, независимо от рода твоего занятия.

Дата интервью: март, 2017