Интервью с Банниковой Алёной Сергеевной

Алёна, вы победитель городского конкурса “Педагог года — 2011” и лауреат конкурса “Педагог года Подмосковья — 2011”. Это несомненно успех! А считаете ли вы себя успешным человеком? Что для вас успешность?

— Пожалуй, это будет один из самых сложных вопросов для ответа, потому что люди, которые могут всерьез рассуждать о собственной успешности, вызывают, лично у меня, улыбку. Они действительно понимают, о чем говорят? Успех, как и деньги, любит тишину. Те, кого, например, я считаю успешными, не имеют времени на подобные рассуждения, все их время посвящено любимому делу , они знают его от и до, это не только настоящие профессионалы, это просто замечательные люди причем неважно, каким видом деятельности они заняты: будь то мама, воспитывающая детей или президент страны.

Точно также не могу рассматривать свою деятельность через призму успеха. Мне больше подходят понятия «получается» или «не получается». Если моя деятельность привлекает внимание и находит положительные отклики, значит, что-то у меня получается очень хорошо :) 

И если говорить об упомянутых вами конкурсах, они были для меня не венцом успеха, а скорее определенным кредитом доверия, который мне оказали, сначала, городское жюри, а затем и областное. Особой честью было после многолетнего перерыва довести Дубну до финала конкурса. Стоит заметить, что такие победы не куются единолично, это результат поддержки огромного количества людей: моей семьи, коллег и администрации города. То что, мой профессионализм был столь высоко оценен, мотивирует меня, и по сей день, и не позволяет мне расслабляться и почивать на лаврах, наоборот, надо трудиться еще больше.

Наверное, в таком контексте, успешность для меня — возможность результативно заниматься любимым делом.

 

С чего начиналась ваша карьера, что определило вектор профессионального развития?

К счастью, у меня не было профессиональных метаний, хотя, поступая в наш университет на кафедру лингвистики, я, как и большинство первокурсников, смутно представляла, чем буду заниматься по окончании учебы.

Все решил случай. Подошло время педагогической практики, для которой я выбрала родную Первую школу Дубны. Мы были подопечными самого замечательного, глубоко мной любимого и уважаемого педагога Бугайцовой Светланы Вячеславовны. И все произошло, я бы даже сказала, незаметно для меня :), когда пришло время вести урок, я настолько органично почувствовала себя в роли учителя, что сомнений в том, что я останусь после практики в школе, не было.

 

Расскажите, пожалуйста, о дальнейших этапах. Какие вы бы отметили как ключевые?

— Отвечая на этот вопрос, не могу не заметить, что очень важно в жизни оказаться в нужное время в нужном месте. В плане карьеры на тот момент все сложилось как нельзя удачно. Мой первый год работы в школе совпал с переменами в системе образования: английский язык начали изучать со второго, а не с пятого класса, как раньше. Мне как молодому специалисту доверили это направление и на несколько лет преподавание английского языка в начальной школе стало моей темой для саморазвития. Я начала давать открытые уроки, выступать на конференциях, в том числе межрегиональных, писать статьи, посвященные этой теме.

Еще одной отличительной чертой преподавания в нашей школе является аспектное преподавание, его мы тоже интегрировали в систему преподавания английского языка в начальной школе, в результате получилась достаточно интересная концепция привлекающая внимание множества коллег.

Далее было участие в программе обмена учителями между городами-побратимами Дубна—ЛаКросс. Это один из наиболее ярких моментов в моей карьере, потому что я не только имела возможность познакомиться с системой образования и культурой США, встретить замечательных людей, взгляды на мир которых схожи с нашими, хотя нас разделяет океан, но и приобрела замечательного друга, в лице Офицеровой Жанны Викторовны, которая сейчас является руководителем нашего ГМО учителей английского языка. Хочу сказать, что каждая веха моего профессионального становления, обогащает меня не только профессионально, но и дарит встречи с людьми, которые становятся частью моего близкого круга.

Далее, конечно были конкурсы, благодаря участию в которых, я поняла, что мое видение преподавания иностранного языка является актуальным и дает стимул для дальнейшего роста. После финала конкурса Педагог года Подмосковья я была отмечена жури городского конкурса-смотра Лидер образования, получила предложение стать автором программы для курсов повышения квалификации учителей английского, на данный момент я уже дважды участвовала в написании подобной программы и проведении курсов для педагогов нашего города. 

Хочу отметить, что это ответственный момент, ведь то чем я делюсь с коллегами, это то, от чего будет зависеть дальнейший успех и моих коллег и их учеников. Очень важно не совершить ошибку. Но я никогда не позиционирую себя как человека, несущего единственно возможную истину в массы. Я просто делюсь, совершенно открыто тем, что делаю сама и параллельно с этим с удовольствием вдохновляюсь опытом своих коллег.

 

В 2012 году мне оказали огромное доверие назначив руководителем городского методического объединения учителей английского языка. В этой должности я проработала совсем недолго, потому что свыше было решено, что мне пора стать мамой, а в 2013 году удостоили чести стать обладателем гранта ОИЯИ.

 

А пару лет назад я получила совершенно неожиданное предложение от кафедры лингвистики нашего университета стать руководителем педагогической практики студентов-магистров. Я по сей день считаю, что до этой роли я еще не доросла, но если мне доверяет сама Наталья Алексеевна Сагайдак, я не могу не оправдать ее надежды.

 

В этом году университет Дубна оказал мне еще один кредит доверия, я являюсь рецензентом диссертации одной из моих подопечный на педагогической практике.

 

Каждый из этих моментов становления является очень важным для меня, я понимаю, что я, пожалуй, самый молодой педагог среди наставников и рецензентов, с одной стороны это, конечно, волнительно, но с другой стороны, нам не дается больше, чем мы можем сделать.

 

Вы окончили Университет «Дубна». Какие аспекты обучения в нем повлияли на вашу профессиональную деятельность?

— Я считала, считаю и всегда буду считать, что учеба в университете «Дубна» способствовала не только моему становлению, как специалиста, но и сформировала мой внутренний мир. Могу точно сказать, что поступала я одним человеком, а выпустилась другим.

 

Очень сложно выделить какие-то конкретные аспекты, каждый имеет вес. Хорошо, когда есть предмет, по которому ты успеваешь, и который представляет для тебя особый интерес, но и, чтобы понять, что какой-то аспект не твой, через него тоже надо пройти. Все, что связано с языковыми дисциплинами имело для меня безоговорочный интерес.

 

Из тех, предметов, которые не имеют отношения к профилю, мне запомнились лекции по праву и семинары, именно семинары, по высшей математике. Сами понимаете, что математика не самая сильная сторона гуманитария, и наша семинарист, в отличие от лектора, это отлично понимала, и никогда не унижала нас за это, наоборот, ее позитивный настрой и уважительное отношение мотивировали нас к работе.

 

 

Говоря о влиянии на мою профессиональную деятельность, его оказывали скорее не аспекты, а сами преподаватели.

 

Назовите основные приобретения для вашей карьеры, полученные в Университете «Дубна».

— На мой взгляд, и думаю все лингвисты со мной согласятся, самое главное «приобретение», которое мы получаем на кафедре, это умение трудиться. Все знают, что лингвисты — это самые большие трудяги: мы исполнительны, эрудированны, а самое главное мы интересуемся этим миром, как никто другой. Преподаватели учат нас смотреть на него через призму другого языка, и это настолько затягивает, что избавиться от этого вселенской любознательности уже невозможно. Только лингвист зачастую обратит внимание на такую мелочь, мимо которой другой пройдет.

Мне кажется, что преподаватели учат нас адекватно себя оценивать, звездная болезнь очень легко лечится и желающие похвастать короной на голове очень корректно и профессионально опускаются с небес на землю. Наверное, университет научил меня преодолевать себя, ведь даже плавать я научилась в университете, что было большим преодолением!

 

Как вы считаете, какие факторы могут влиять на ваш успех?

— Думаю, по большому счету, все, что делает человек, зависит от него самого, от его умения оценить ситуацию и принять верное решение. Ведь, если ты отправился на машине в снегопад в путь и попал в пробку, не стоит винить непогоду :). Если в моих жизненных «проектах» что-то не получается, стараюсь понять, где не доработала, возможно, правильный момент еще не настал. Стараюсь спокойно и обдуманно ко всему подходить. Главное, сделать все, что от тебя зависит, а дальше будь, что будет. Никогда не надо искать причины своих неудач в ком-то или чем- то, хотя, соглашусь, иногда ситуации выходят из-под контроля, но это скорее исключение, чем правило. Однако, твердо уверена, что и успехи и провалы в нашей жизни заслужены, и то и другое дается нам как урок. Главное, сделать правильный вывод и идти дальше.

 

Какие у вас планы на будущее? В чем вы видите развитие вашей карьеры?

— Мои планы на ближайшее будущее скорее связаны с семьей, чем с карьерой. Но, если говорить о профессиональной сфере, учитель — это вечный двигатель. Настоящий учитель всегда в деле, мысли роятся в наших головах и днем и ночью. Это не та работа, которая находится только на работе, она всегда с нами. Поэтому у учителя всегда есть какие-то планы. Постоянные изменения, не всегда разумные и взвешенные, на мой взгляд, никогда не дадут учителю скучать. Еще один момент заключается в том, что учитель должен быть на шаг впереди ученика, чтобы быть интересным. Поэтому мы всегда интересуемся, чем живут наши школьники, мы всегда «в тренде». Поэтому для учителя нет необходимости искусственно строить какие-то планы, мы естественно постоянно самосовершенствуемся, если, конечно, хотим быть частью этой профессии.

 

Как вы считаете, какие качества нужно развивать тем, кто хочет стать успешным? Эти качества присущи вам?

— Во-первых, как я уже говорила, главное, что прививают всем лингвистам это умение трудиться. Пусть это прозвучит банально, но терпение и труд все перетрут. Успеха скорее добьется не тот, у кого талант от природы, а тот, кто умеет работать. Во-вторых, пожалуй, умение во всем увидеть что-то положительное. Мне кажется, что многие люди сейчас очень озлобились, очень много негатива, как на микро, так и на макроуровне. Хочется, чтобы люди находили в себе силы быть добрыми, тогда и к вам потянется добро, а с ним и успех.

 

Эти качества присущи вам?

Думаю, что первое, за редким исключением, да, над вторым я усердно работаю, но учитывая, что есть первое, то и второе, думаю, придет :)

 

Как бы вы сформулировали свои жизненные принципы?

Боюсь, что опять прозвучу банально, но, наверное, это стремление не конфликтовать, относиться к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе, не принимать скоропостижных решений, и не обращать внимания на то, что о тебе говорят недоброжелатели. Как говорили в одном мультике, делай добро и бросай его в воду. Это все не просто, и система может давать сбои, но главное есть цель, надо к ней стремиться.

 

И очень кратко:
Если не собой, то кем вам хотелось бы быть?

— Никогда не примеряла на себя роль кого-то другого, благодарна, что имею все, что имею, и со мной рядом те, кто есть.

 

Одним словом, что для вас счастье?

Гармония.

 

Способность, которой вам бы хотелось обладать — это…

Пунктуальность :)

Дата интервью: декабрь, 2017